Гильгамеш. Вызов Богов
Существует несколько вариантов Эпоса о Гильгамеше, мало чем отличающиеся друг от друга. Один вариант – аккадский, другой – нововавилонский. Различия лишь в некоторых деталях, предложениях, фразах.
Эпос датируется 2700 гг до н.э. Т.е. он на тысячу лет старше Ветхого Завета.
Более того, можно сказать, что это – первое известное произведение, написанное в рифмованной форме.
Эпос изложен на двенадцати глиняных табличках. К сожалению, в самых интересных местах, по закону подлости, в табличках находятся «лакуны» - банальные выбоины.
читать дальшеГильгамеш был правителем города Урук (совр. селение Варка, в 65 км от Багдада, от него же пошло название и страны - Ирак). Вел он по молодости лет разнузданный образ жизни – пил, кутил, и девок шальных любил. Естественно, это ему было дозволено лишь в силу его необычайной родословной, а именно – на две третьих он был человеком, а на одну треть – богом. Конечно, на генетику тогда всем было наплевать, и отношение 2:3 и 1:3 никого не смущало.
И вот его развлечения вывели из себя даже богов, и они создали ему антагониста – дикого человека Энкиду, который должен был разобраться с Гильгамешем ненавязчивым способом - смертоубийством. Однако боги никогда не могли довести дело до конца.
Узнав о появлении полузверя-получеловека в царских – значит собственных – угодьях, Гильгамеш подослал к Энкиду лучшую проститутку города. Та совратила дикаря, лишила, так сказать, невинности, и сделала цивилизованным – привела в город.
В то время существовал обряд, на подобие первой ночи в средневековой Европе. Можно было посетить богиню любви и совершить известный ритуал. Как и ожидалось, в дверях в ритуальную комнату и столкнулись Энкиду с Гильгамешем. Сначала они выясняли отношения, махая кулаками и громя благочестивый храм, но, приглядевшись, от чего-то сразу забыли об ожидающей победителя проститутке.
Так пролегла промеж царем Гильгамешем и дикарем Энкиду глубокая мужская дружба. Сразу были забыты пьянки и гулянки, и возрадовались отцы города, что царь их исправился, и перестал портить девок.
Впрочем, не долго они сидели в… опочивальни, и потянуло их на подвиги.
Долго они странствовали, много снов загадочных видели, много чудес сделали. Но, так или иначе, дошли они до священных кедровых лесов, убили их хозяина, вырубили и выкорчевали эти самые леса, и вернулись домой победителями.
Даже боги обзавидовались этой парочке. И явилась к Гильгамешу не кто иная, как сама Иштар, богиня любви, и попросилась в жены. На это Гильгамеш отправил ее в известном направлении, заверив при этом, что в жизни не жениться на такой проститутке, как она.
Здесь, как и при лишении невинности Энкиду, можно заметить остатки матриархата, когда не мужчина брал силой женщину, а женщина предъявляла свои права на понравившегося ей мачо. То, что сделал Гильгамеш, шло в разрез с нормами, принятыми тогда. Ведь нормы устанавливались от лица богов, и, послав Иштар, Гильгамеш нарушил волю богов.
Впрочем, в чем-то он был прав. Когда, пылающая гневом, богиня явилась к папусе Ану, тот ей намекнул, что, мол, а ведь Гильгамеш ничего такого и не сказал, кроме как чистой правды. Это окончательно вывело Иштар и та пообещала открыть Врата Метрвых, если боги не уничтожат… Энкиду.
Причем тут Энкиду, можно лишь догадываться. Я думаю, баба просто приревновала Гильгамеша к его другу. Видно, были основания, так как боги без причин не ревнуют.
Спустился с небес бык невиданный, и стал разрушать Урук. Впрочем, у Энкиду и Гильгамеша давно руки чесались, и вдвоем они его зарезали, как свинью. Вернее, резал Гильгамеш, Энкиду же просто придерживал быка за рога.
Бык, как известно, священное животное. Первые буквы алфавита, да и само слово «алфавит» содержит в своем названии «бык» с тамошнего языка. Убив быка, Гильгамеш восстал против богов самым ужасным способом. Энкиду же, отрезав от бычьей туши известный орган, запустил ей в наблюдавшую за сражением с безопасного расстояния Иштар, пообещав, что если до нее дотянется, сделает с ней такое, что ей в страшно-эротическом сне не снилось.
Боги рассвирепели. Ладно, когда Иштар обзывают проституткой, но когда убивают их быка – это уж слишком. Через некоторое время Энкиду – который быка того лишь удерживал - слег и умер. Безутешен был Гильгамеш. Он рвал на себе одежды, рыдал в три ручья, проклинал богов.
Через день он исчез из города – он отправился искать бессмертие.
Это еще один вызов богам. Ведь, если людь станет бессметным, он сравняется с богом, чего уж никак нельзя было допустить. Бессмертие – удел великих.
Зачем нужно был это бессмертие Гильгамешу? Некоторые мудрые головы, особо отмороженные идеями тов.Ленина, утверждают, что он хотел дать бессмертие всему народу, всем людям на земле и построить утопию. Другие, более склонные к анализу, в том числе и психоанализу дедушки Фрейда, утверждали, что Гильгамеш хотел оживить Энкиду. Наиболее распространена версия, что Гильгамеш хотел остаться вечномолодым единолично, так как после смерти друга очень испугался стать землей.
Как бы то ни было, но именно в этом месте находиться крупная выбоина, и нам остается лишь гадать.
Долго ли, коротко ли, но Гильгамеш дошел до края мира, встретил там первоотцов, на манер Адама и Евы, а так же по совместительству Ноя с семейством, из Ветхого Завета. Те рассказали душещипательную и нудную историю о всемирном потопе.
Снова же некоторые мудрые головы мудрят, что эта часть из Гильгамеша легла в основу известного библейского сюжета. Мне же думается, что связывать эти два рассказа опасно. Существует около 500 легенд о всемирном потопе от Камчатки до Огненной Земли, «от берега до берега – пол океана самолетами». Кажется, мифа о всемирном потопе нет лишь у племен современных территорий Тайланда, Камбоджи, Океании и Микронезии.
Вернемся к Гильгамешу. Он получил в награду за содеянное цветок бессмертия и самым гнусным образом его прошляпил – заснул на берегу озера, а змея, почуяв цветочный запах, украла у героя добычу.
Понял Гильгамеш, что не вернуть ему ни друга, ни самому обрести бессмертие, ни народу подарить его. Боги все-таки победили его. И, под конец, он выдает мудрую мысль. Несмотря на все свои поражения, он будет жить в легендах вечно. И, тем самым, он обретет бессмертие. Впрочем. как и Энкиду, и народ урукский, и строптивая баба Иштар.
Вот он рассказ о гей-лав-стори, о подлых бабах и страшных временах."Смерть Энкиду
Гильгамеш отказывается верить собственным глазам:
Энкиду, мой друг, быстрый мул,
дикий осел с гор,
пантера равнины,
ты, с кем мы делали все вместе,
теперь - что за сон овладел тобою?
Ты стал темен и не можешь меня услышать!
Но он не поднимал глаз,
Гильгамеш притронулся к его сердцу -
Оно не билось.
Тогда закричал он в лицо другу,
Словно невесте..
Как орел, он кружил над ним...
Рвал и разбрасывал волосы,
срывал и топтал украшения с тела...
Тот, кто со мною делил все тяготы,
Энкиду, которого нежно люблю я...
Участь человека его постигла.
День и ночь напролет над ним рыдал я,
не давал его зарывать в землю,
словно мог еще друг мой подняться снова,
заслышав мои громкие вопли, -
семь дней и ночей,
пока червь не выпал из его носа..
Эпос существует в двух вариантах - аккадский и шумерский (на полтысячи лет ранее); кроме того у аккадского эпоса есть автор - Син-лике-уннинни.
Различия между двумя варантами существенны. Если в шумерском, "народном" эпосе Гильгамеш - герой без упрека, напрочь лишенный романтики, безмозглый амбал, достигающий всего силой, - то в "авторской" версии Гильгамеш становиться сомневающимся, боящимся, очеловеченым. Более того, именно в аккадском варианте красной нитью проходит любовь между Энкиду и Гильгамешем.
Думаю, можно сказать, что аккадский текст - это слэш. Осталось с рейтингом определится. Ангст? А Син-лике-уннинни - первый известный слэшер. 1800 лет до нашей эры, эт вам не хрен моржовый.
А вы говорите слэш - молодое направление в сетературе...
канцлер ги
youtu.be/XV-HIU4XqIY